Вагайцева Валентина Михайловна

Дата и место рождения:

07 февраля 1937 года, станция Верхотурье, Свердловская область

Фамилии, имена, отчества родителей, даты их жизни и род занятий в период войны:

Отец – Дмитриев М.А.  (1911–1979). Имел бронь, строил электростанцию, обучал персонал.
Мать – Дмитриева Мария Владимировна (1913-1984), начальник аптеки.

Полученное образование (оконченные учебные заведения):

Горнометал. техникум, химик-аналитик. Сибирский металлургический институт.

Этапы жизненного пути после войны (краткое перечисление мест работы и периодов работы на предприятиях, организациях, учреждениях):

С 1944 г. – училась в  школе.

1952 г. закончила школу, поступила в техникум.

1956 г.  – закончила техникум.

Награды и звания (государственные, ведомственные, областные):

Юбилейная медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина».

Медаль «Ветеран труда».

Дети и внуки (фамилии, имена, отчества, возраст, род занятий):

Сын: Вагайцев Сергей Геннадьевич, 1960 г.р.
Дочь: Карпова Мария Геннадьевна, 1958 г.р.

Пожелания кузбассовцам в год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне:

Я желаю кузбассовцам жить в мире и согласии, работать и прославлять родной Кузбасс.


Валентина Михайловна Вагайцева: Листая памяти страницы…

Изображение 200199

Течение человеческой жизни подобно написанию книги: каждый прожитый день, месяц, год добавляют в нее все новые и новые страницы. На одних страницах – значительные вехи судьбы, на других – будничные эпизоды, но всё это, собранное вместе, и составляет в итоге «книгу» той жизни, которую прожил, «написал» своими делами и мыслями каждый из нас.
О Валентине Михайловне Вагайцевой, ветеране ОСП «Салаирское горнорудное производство», можно написать настоящую книгу –  настолько интересной, наполненной событиями была
и остается ее жизнь.

Валентина Михайловна родилась в 1937 году в Свердловской области в семье служащих. Отец Михаил Александрович Дмитриев был дизелистом, электроэнергия была нужна стране, и в войну он получил бронь, ездил по Уралу и Сибири, строил новые дизельные электростанции, обучал персонал и ехал на следующую стройку. Мама Мария Владимировна была фармацевтом, работала заведующей аптекой.
Начало войны 4-летняя Валя не запомнила, а вот голодные военные годы помнит хорошо. Основной пищей была картошка, и той недоставало. А когда в доме появлялся хлеб, Валя с двумя младшими сестренками Ниной и Алей доедали все до последней крошки. Мария Владимировна работала, а дети домовничали одни. Однажды, когда мама была на работе, пятилетняя Валя решила ей помочь. «Я развела в кастрюле с водой всю манку (а её по карточкам на троих детей давали 3 кг на месяц) и начала лепить оладушки, – вспоминает Валентина Михайловна, – думала, мама придет и их испечет. Все оладьи не поместились на столе и табуретках, тогда Нина протерла пол и начала укладывать оладьи на пол. И тут пришла мама, увидела все это… Вид у нее был страшный. Нинку она шлепнула, а об меня разлетелся детский стульчик».
В 1944 году родители Валентины Михайловны развелись, Нина жила у бабушки, младшая сестра Аля осталась жить с отцом, а Валя – с мамой. Марию Владимировну направили работать на станцию Вагай Тюменской области фельдшером в железнодорожную поликлинику. Там работа Марии Владимировны была связана и с контролем качества продуктов, которыми торговали на станции местные жители. Маленькая Валя иногда вертелась возле мамы, и та разрешала ей пробовать еду. Сердобольные женщины-торговки угощали девочку, и тогда Валя хоть немножко наедалась. «Однажды торговки подарили маме горшочки с медом и сметаной, – улыбается Валентина Михайловна, –  я впервые наелась досыта, и мне потом было плохо. Еще помню, на окраине нашей станции был заводик по отжиму подсолнечного и конопляного масла, а за заводом были огромные скирды жмыха. Он шел на корм скоту, но мы, ребятишки, тоже его ели».
Валя, как и другие дети войны, пройдя через боль и утраты, голод и холод, рано повзрослела. Она научилась ценить жизнь, научилась доброте, трудолюбию и состраданию. Иногда Марию Владимировну направляли на соседнюю станцию разгружать уголь, а семилетняя Валя на три дня оставалась дома одна. Она вспоминает один из таких случаев: «Мама оставила мне всего 10 рублей, тогда это было немного. Я пошла в столовую и купила три пирожка с брусникой на 9 рублей. Первый день ела эти пирожки, на второй день купила на базаре на оставшийся рубль три лепешки из мерзлой картошки. В этот день к нашей соседке по комнате приехал муж. Поняв, что он голодный, я поделилась с ним этими лепешками».
Осенью 1944 года Валя пошла в первый класс. Тетрадей, перьев не было, писали на полях газет. Чернила делали сами, сначала из марганцовки, потом из сажи. Но помнит Валентина Михайловна и маленькие радости своего тяжелого детства: «В школе, кроме 100 граммов ржаного хлеба, нам давали столовую ложку сахара или монпансье. На переменах мы играли в классики, водили хороводы, приходил баянист, нас учили танцевать вальс, польку, краковяк».
День Победы запомнился ей на всю жизнь. Когда из уличного репродуктора разнеслась радостная весть, люди стали радоваться, обниматься, Валя с другими ребятишками тоже прыгала, пела песни и танцевала.
Летом 1945 года на станции подолгу останавливались эшелоны, перевозившие солдат, ехавших на войну с Японией. Соскучившись по мирной жизни, солдаты радовались детям, дарили ребятне свернутые из газетных листов огромные кульки с конфетами и другие подарки. «Мне досталась желтая ленточка и цветные карандаши, – вспоминает Валентина Михайловна с улыбкой, – а одной девушке солдаты подарили немецкое платье в мелкий цветочек, нам оно казалось тогда невероятно красивым! Я даже не помню, когда и где она успела переодеться, как уже стояла в нем, и платье ей было как раз по фигуре».
После войны Валя с мамой переехали к бабушке и дедушке на Урал. Жизнь помаленьку налаживалась: выращивали овощи, держали корову, сами заготавливали сено. В школе появились кружки пения, рисования, вышивки, гимнастики. После окончания 8 класса Валя поступила в Свердловский горно-металлургический техникум, решив стать химиком. Выбор был не случайным, девушка прочитала популярную в то время книгу В. Попова «Сталь и шлак». Вале тоже захотелось проводить химические анализы и изучать состав разных веществ.
В 1956 году Валентина Михайловна окончила техникум, все экзамены сдала на «отлично», поэтому имела право при распределении выбирать, куда ехать работать. Ее манила романтика – сибирская тайга, золотые прииски, поэтому она выбрала трест «ЗапСибЗолото» в Новосибирске, из которого ее направили на Салаирский прииск в исследовательскую группу. «Увидев Салаир впервые, я сразу же влюбилась в него, и считаю его своей родиной, – говорит сегодня Валентина Михайловна, – ведь здесь прошла вся моя сознательная жизнь, здесь родились мои дети, здесь жили и живут мои друзья».
В то время в Салаире шли разговоры о закрытии золотоизвлекательной фабрики из-за низкого содержания золота в руде, которое составляло всего 3,6 грамма на тонну. Золото на прииске извлекали старым «дедовским» методом: вся руда делилась на песковую и иловую фракции, золото добывали только из песковой фракции методом просачивания цианистых растворов через слой песка, а иловую просто выбрасывали. Набрав в исследовательский отдел молодых специалистов, руководство прииска поставило перед коллективом задачу – отработать технологию извлечения золота цианистыми растворами из иловой фракции. Девушки под руководством опытного мастера Анны Игнатьевны Юшиной успешно справились с этой задачей. Одновременно началась реконструкция фабрики, и в 1958 году в производстве стала использоваться технология извлечения золота из иловой фракции. Извлечение золота повысилось на 20-22%, серебра – на 30-35%. В дальнейшем исследовательская группа изучала извлечение барита из руд, получила положительные результаты опытных испытаний, и в 1968 году вновь построенный баритовый цех был введен в строй.
В 1963 году Валентину Михайловну перевели мастером на золотоизвлекательную фабрику. Чувствуя на новом месте недостаток знаний, она в 1972 году заочно окончила Сибирский металлургический институт по специальности «цветная металлургия» – этому не смогли помешать ни напряженная работа, ни домашнее хозяйство, ни забота о маленьких детях. Причем защитила диплом на «отлично». Темой ее диплома была очистка сточных вод от цианистых соединений. Как же было приятно через год после окончания института получить авторское свидетельство – ее дипломная работа была признана изобретением! После окончания института Валентину Михайловну перевели инженером-исследователем в лабораторию рудоуправления, а в 1975 году назначили начальником химической лаборатории. В коллективе Валентину Михайловну очень уважали, руководителем она была внимательным и принципиальным, всегда спокойно и быстро решала проблемы, недаром возглавляемый ею коллектив неоднократно награждался почетными грамотами за лучшую организацию работ.
В 1981 году Валентину Михайловну назначили начальником отдела кадров Салаирского горно-обогатительного комбината, а в 1985 году она перешла работать заместителем председателя исполкома Салаирского совета народных депутатов, одновременно курируя работу Совета ветеранов при исполкоме. Она занималась проблемами благоустройства и культурной жизни города. Валентина Михайловна участвовала в работе городских агитплощадок, поддержала идею создания клуба «Ветеран» во Дворце культуры. Ей нравилось заниматься общественной работой: при ее непосредственном участии в Салаире начали проводиться молодецкие игры, конкурсы эстрадной песни с приглашенным жюри из Кемеровского института культуры.
Где бы ни трудилась Валентина Михайловна, всегда относилась к своим обязанностям очень ответственно, любая работа была для нее любимой. За доблестный труд она награждена медалью в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, медалью «Ветеран труда», многочисленными почетными грамотами и благодарственными письмами.
С 1991 года Валентина Михайловна на пенсии, но и сейчас она живет интересной, полнокровной жизнью. «Думала, выйду на пенсию, будет время почитать, – показывая собрание исторической литературы, говорит Валентина Михайловна, – люблю романы о великих людях, о событиях минувших лет. А оказалось, что и на пенсии времени не хватает. Я езжу на репетиции, пою в хоре, выступаю». Любовь к творчеству была у Валентины Михайловны всю жизнь, еще в детстве она с удовольствием пела и танцевала, занималась вокалом во время учебы в техникуме, ей даже предлагали поступать в консерваторию. Она до сих пор активная участница художественной самодеятельности ДК Салаира, поет в вокальной группе «Салаирочка» (ранее – хор «Ветеран»), пела в группе «Ностальжи». Творческие способности достались ей от отца, который имел прекрасный голос, а написанные им картины меня просто покорили.
Сегодня Валентина Михайловна считает себя счастливым человеком, и как тут не быть счастливой, когда у тебя столько любящих родственников: двое детей, 6 внуков и 6 правнуков! У дочери Марины и сына Сергея всегда был достойный пример для подражания – их мама, которая примером своей жизни научила детей добиваться успеха, не бояться трудностей, интересоваться многим, быть самостоятельными, заботиться о других.
В свои 75 лет эта красивая до сих пор женщина полна сил и желания быть нужной и полезной для семьи, для близких и друзей, ведь счастье свое она создала сама. И пусть в ее книге жизни будет еще много интересных страниц – волнующих, ярких и добрых!

Валентина
Ряскина