Логвинюк Лидия Ивановна

Дата и место рождения:

04 августа 1936 года, село Овсянниково Западно-Сибирского края (ныне Целинного района Алтайского края)

Фамилии, имена, отчества родителей, даты их жизни и род занятий в период войны:

Мать Фомичева Валентина Петровна, 15.02.1915-2005, работала в колхозе.

Отец Фомичев Иван Семёнович, 20.10.1915-1942 (числится пропавшим без вести в боях под Ленинградом)

Служил в звании старшего лейтенанта. До войны работал председателем сельсовета.

Полученное образование (оконченные учебные заведения):

Прокопьевское кулинарное училище (1955-1958), повар VI разряда.

Новокузнецкий торговый техникум (1975-1978), работник общепита.

Этапы жизненного пути после войны (краткое перечисление мест работы и периодов работы на предприятиях, организациях, учреждениях):

1953 – официант, г. Осинники, ОРС «Молотовуголь».

1955-1958 – обучение в кулинарном училище.

1958 – 1960 – дежурный повар в ресторане «Заря» г. Прокопьевска.

1960 – 1965 – зав. производством в столовой № 41 завода механики г. Прокопьевска.

1965-1985 – зав. производством (зав. филиалом) столовой № 8 шахты им. Калинина.

1985-1987 –  зав. производством кафе «Романтик».

1987-1989 – зав. производством ресторана «Сибирь».

1989 – 1993 – зав. производством столовой № 6.

1993-1997 – зав. отделом продуктового магазина.

Награды и звания (государственные, ведомственные, областные):

Знак «Отличник социалистического соревнования».

Медаль “Ветеран труда”.

Дети и внуки (фамилии, имена, отчества, возраст, род занятий):

Сын – Логвинюк Сергей Николаевич, (27.01.1956-2003).

Дочь – Логвинюк Ольга Николаевна, (17.12.1957). Окончила Новокузнецкий торговый техникум (1975-1978), товаровед, на данный момент работает продавцом в магазине.

Внуки: Мищенко Елена Эдуардовна, (14.06.1979), обучалась заочно по специальности «Бухгалтерский учет». Работает в Доме милосердия, г. Прокопьевск, бухгалтер.

Мищенко Евгений Эдуардович, (26.06.1988). Окончил Прокопьевский электромашиностроительный техникум, электрик, работает в Кузбасской энергетической компании.

Правнуки: Васильева Елена Анатольевна, (14.11.2004), ученица 5 класса.

Мищенко Вячеслав Евгеньевич (23.10.2007), ученик 2 класса.

Пожелания кузбассовцам в год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне:

У меня одно пожелание – чтобы наши правнуки, праправнуки не видели войны, пусть у людей будет разум, пусть они не допустят больше такого страшного события, как война.


  1. II. Воспоминания о военном времени
  2. Помните ли Вы начало войны? Если нет, то какое воспоминание из военного времени относится к самым ранним?

На начало войны мне было 5 лет. Я была дома с бабушкой, когда дошло известие о начале войны. Сразу помню, начался какой-то переполох.

  1. Как изменилась жизнь Ваших родителей с началом войны? Где Вы жили в годы войны? Как изменились жилищные условия в этот период?

В 1941 году отец учил солдат военному делу, подготовке, а потом его забрали на фронт. Никогда не забуду тот момент, как лились слёзы, когда уходил отец. До сих пор слезы наворачиваются, когда вспоминаю.

Всегда старалась помочь маме, особенно стало тяжело, когда в 1941 году родился брат. Мама работала день и ночь.

До войны отцу, как председателю, выделили половину здания сельсовета, там мы и жили. После того, как отца забрали, мы лишились и жилья – нам выделили старенькую избу с одной комнатой.

  1. Как проходил Ваш обычный день? Где и как Вы его проводили?

Нас часто выгоняли на колхозные работы – мы дергали лен, коноплю, колоски после того, как пройдет комбайн. Во время уборки и ели эту траву.

Было, конечно, очень тяжело и больно, но была надежда на победу. Денег совсем не было – 27 руб. платили за отца, а у мамы были только трудодни и выдавали 5 кг зерна в месяц.

Следили за военными сводками по радио, оно вещало на весь сельсовет.

III. Быт и досуг в военном тылу

  1. Какие праздники отмечались в семье? Кто принимал в них участие?

Никаких семейных праздников не было.

  1. Какие игрушки у Вас имелись? В какие игры Вы играли со своими сверстниками?

Иногда играли в лапту, в «ворота», сами делали мяч из шерсти коровы, он был такой крепкий, что мог остаться синяк.

  1. Были ли условия для занятия спортом или творчеством?

Бумаги не было, писали и рисовали на газетах. Научилась вышивать кисеты, их отправляли солдатам. Но во время войны особо никакого творчества и спорта не было. Только уже после, когда училась в школе, занималась в клубе в кружке по художественной гимнастике, вставала «на мостик». Клуб был хороший, деревянный, вместимостью 200-250 человек, в нем показывали кино, выступали односельчане.

  1. Насколько разнообразным был рацион питания? Какие продукты чаще всего использовались в повседневном питании? Какие блюда запомнились? Что для Вас было лакомством?

Ели то, что выращивали  сами. Тётя работала на сыро-молочном заводе, доставалось по маленькому кусочку сливочного масла. Почти всё  отправляли на фронт. Ели солодку (она вытягивалась как проволока, была жесткая, но сладкая), череду, лебеду. Делали «драники» из муки, которую терли на жерновах. В хозяйстве были куры, обменивали яйца на 40 коп., могли что-то купить, например, конфеты. Хлеба почти не было, всё отправляли на фронт. «Сами проживём на картошке – пусть всё будет солдатам». Вот такое уже было сознание у детей. Редко привозили пережженные пряники, но и они казались вкусными, пили их с чаем.

  1. В каком возрасте Вы начали читать? Какие книги в период войны запомнились?

В библиотеке читала книги запоем с 7-8 лет. Всегда любила читать. В основном, читать, конечно, удавалось зимой, летом много работали. Какую-то определенную запоминающуюся книгу не назову, много детской литературы читала – «Му-му», например.

  1. Имелась ли возможность смотреть кинофильмы и посещать концерты? Если да, то какие из них остались в памяти?

Через окно смотрели кино, которое привозили в клуб 1 раз в неделю. Смысла, конечно, не понимали, главное была картинка. Запомнилось, как приезжали артисты с концертом из Бийска.

  1. Учились ли Вы в военное время в школе? Если да, то как Вы оцениваете уровень подготовки учителей и собственные возможности для обучения?

Я отлично училась в школе. Хорошо помню учительницу Марию Ивановну, очень хорошая, светлая, благодаря ей я знала русский язык, «как отче наш». А немецкий язык преподавал у нас «обрусевший» немец, но я ничего по-немецки до сих пор не знаю.

  1. Вспомните, пожалуйста, какая одежда у Вас была? Приобретали ли ее в магазинах или родители шили ее вам самостоятельно?

Одежду шила мама из ситца. В войну, в основном, ходили в холщовой одежде. Вообще удивляюсь, как выжили, на всех были одни валенки. У меня не было туфель, в школу прыгала на одной ножке. В магазине одежда была, но денег на неё совсем не было.

  1. Имелась ли возможность в летнее время выезжать за город? Как Вы проводили лето?

Не было такого. Работали в поле.

  1. Участвовали ли Вы в трудовом фронте (работа на предприятиях, помощь в уборке урожая, на приусадебных участках)?

Выполняли сельскохозяйственные работы, сажали картошку, у всех даже руки опухали от работы.

IV. Воспоминания из послевоенной жизни

  1. Помните ли Вы День Победы? Как его праздновали в Вашей семье?

День победы отмечали всей деревней. Как раз было время, когда сажали картошку. Помню, как все обрадовались, начали прыгать, плакать от счастья. Сразу накрыли в селе общий стол,  каждый нес всё, что мог – огурцы, помидоры, даже небольшие арбузы. Раздали детям конфетки-подушечки. Все ждали мужчин с войны, но дождались немногие.

  1. Создавалось ли ощущение, что после Победы стало жить легче в материальном и бытовом плане?

После войны пошла работать. С 14 лет, сразу как паспорт получила,  работала нянечкой в детском саду, потом пол мыла, потом пошла в столовую. Стала зарабатывать немного денег, чтобы было полегче как-то.

  1. Приходилось ли вам встречать немецких или японских военнопленных? Если да, то какое отношение было к ним тогда?

Не встречала.

  1. Как сказалась Победа на ваших возможностях в организации досуга (поездках в пионерские лагеря, походы в клубы, библиотеки и т.д.)?

Никаких поездок в пионерские лагеря не было, только библиотеки, детские сады.