Дата и место рождения:
9 февраля 1930 года, село Старо-Чумыш Кузедеевского района Кузнецкого округа Сибирского края (ныне Кемеровской области).
Фамилии, имена, отчества родителей, даты их жизни и род занятий в период войны:
Мать: Хоровинкина Евдокия Павловна. Колхозница.
Отец: Хоровинкин Никита Петрович. Колхозник.
Полученное образование (оконченные учебные заведения):
Окончил Новокузнецкий пединститут, отделение русского языка, а потом отделение английского языка.
Этапы жизненного пути после войны (краткое перечисление мест работы и периодов работы на предприятиях, организациях, учреждениях):
Всю свою жизнь я проработал в школах, 52 года. Начал работать в Коновалово, затем Менчереп, Прокопьевск и Белово, школа № 7, оттуда и ушёл на пенсию.
Награды и звания (государственные, ведомственные, областные):
Отличник народного образования.
Дети и внуки (фамилии, имена, отчества, возраст, род занятий):
Галина, Сергей, Валерий, все работают, окончили институты.
Внучка Евгения – учительница английского языка.
Внук Сергей – программист
Внучка Ирина – финансист, банковский работник.
I. Вопросы биографического характера
1.Когда и где Вы родились?
Родился 09. 02. 1930 года в селе Старо – Чумыш.
- Кем работали Ваши родители накануне войны?
Они были колхозниками.
- Где Вы проживали в момент начала войны?
В деревне.
II. Воспоминания о военном времени
4. Помните ли Вы начало войны? Если нет, то какое воспоминание из военного времени относится к самым ранним?
Объявление войны не помню, а вот помню, услышали у взрослых сообщение по радио 22 июня ночью, так ничего и не дождались.
- Как изменилась жизнь Ваших родителей с началом войны? Где вы жили в годы войны? Как изменились жилищные условия в этот период?
Жили тяжело, было трудно. Жил в том же селе. В смысле питания спасал только огород. Родители работали в колхозе. Хорошо запомнилось, как возвращаясь домой с работы, колхозники пели песни.
- Как проходил Ваш обычный день? Где и как вы его проводили?
Работали в колхозе с утра до вечера, ну а также в огороде.
III. Быт и досуг в военном тылу
- Какие праздники отмечались в семье? Кто принимал в них участие?
В то время не было никаких праздников. Все работали.
- Какие игрушки у Вас имелись? В какие игры Вы играли со своими сверстниками?
Помню, у меня была деревянная лошадка и тележка.
- Были ли условия для занятия спортом или творчеством?
На уроках физкультуры играли в лапту, а футбольных соревнований, как таковых, не было. Концерты готовили к 7 ноября, различные ёлки, в общем, принимали участие.
- Насколько разнообразным был рацион питания? Какие продукты чаще всего использовались в повседневном питании? Какие блюда запомнились? Что для вас было лакомством?
Мясо, картошка, парёнки. Особых рационов не было, не до этого было.
- В каком возрасте Вы начали читать? Какие книги в период войны запомнились?
Читать я начал ещё до школы. Самая первая книга, которую я прочитал – это «Тараканище» (Чуковский). Запомнились такие, как «Приключения Тома Сойера», «Принц и нищий», «Борьба за огонь».
- Имелась ли возможность смотреть кинофильмы и посещать концерты? Если да, то какие из них остались в памяти?
Приезжала к нам кинопередвижка. Фильмы были немые. Запомнились такие фильмы, как «Друзья» (немой фильм о том, как главный герой поехал на Кавказ) и фильм «Мужество» (также немой фильм о том, как шпион хотел проникнуть в СССР). В январе 1942 года очень поразил звуковой фильм «Разгром немцев под Москвой».
- Учились ли Вы в военное время в школе? Если да, то как Вы оцениваете уровень подготовки учителей и собственные возможности для обучения?
Мне очень нравилась учительница по истории Раиса Григорьевна Решетникова. Она рассказывала всё по учебнику, но как-то по – своему, по – особенному. А самой любимой учительницей была Евдокия Петровна Созонова, потому что она меня ругала из-за того, что я не хотел читать по слогам.
14.Вспомните, пожалуйста, какая одежда у Вас была? Приобретали ли ее в магазинах или родители шили ее Вам самостоятельно?
Черная потрепанная шуба, валенки.
- Имелась ли возможность в летнее время выезжать за город? Как вы проводили лето?
Не ездили, работали в колхозе. Во время сенокоса, мальчики возили копна на лошадях. Весной работал дома в огороде, землю копали сами. Осенью работы почти не было, в основном работали дома, всё убирали, сортировали. Выходил за деревню, очень любил исследовать, куда ведет какая дорога.
- Участвовали ли Вы в трудовом фронте (работа на предприятиях, помощь в уборке урожая, на приусадебных участках)?
Предприятий особых не было. Работали только в колхозе и дома в огороде. Мы содержали и кормили себя сами. Из колхоза почти ничего не получали, всё шло на фронт, в государство.
- IV. Воспоминания из послевоенной жизни.
17.Помните ли Вы День Победы? Как его праздновали в вашей семье?
Помню, я уже учился в седьмом классе, это было не 9-го мая, а даже позже, точно не помню. Сообщили по телефону, всю школу собрали на митинг, одни радовались, другие плакали.
- Создавалось ли ощущение, что после Победы стало жить легче в материальном и бытовом плане?
Нет. Самые трудные и голодные годы были, по крайней мере, для меня – это 1946, 1947, 1948.
19.Приходилось ли Вам встречать немецких или японских военнопленных? Если да, то какое отношение было к ним тогда?
К счастью, нет. Помню в седьмом классе, раненный Кузнецов рассказывал о злодеяниях фашистов.
- Как сказалась Победа на Ваших возможностях в организации досуга (поездках в пионерские лагеря, походы в клубы, библиотеки и т. д.)?
Ничего этого у нас не было.