Шашок Валентина Васильевна

Дата и место рождения:

15 января 1941 года в дер. Старо-Покровка Анжеро-Судженского района Новосибирской области.

Фамилии, имена, отчества родителей, даты их жизни и род занятий в период войны:

Мать- Ершова Вера Васильевна, 1907г.р. работала в колхозе им. Ворошилова (д. Старо-Покровка) в полеводстве и животноводстве.

Отец – Ершов Василий Егорович работал в колхозе.

Полученное образование (оконченные учебные заведения):

Училась в семилетней школе с. Старо-Покровка, в 8-м классе в г. Кемерово в школе №33, 9-й и 10-й классы закончила в г. Анжеро-Судженск в  школе №11 . Заочно окончила курсы библиотекарей  в г.Кемерово.

Этапы жизненного пути после войны (краткое перечисление мест работы и периодов работы на предприятиях, организациях, учреждениях):

В 1959 году начала работать зав. Старо-Покровским сельским клубом.  Здание старой пекарни переоборудовали в клуб, пристроили кинобудку. Все работы молодежь сделала своими руками. За хорошую работу клубу выделили радиолу.

В 1961 году вышла замуж, оформилась рабочей совхоза «Первомайский». В 1962 году вернулись с мужем в Старо-Покровку. Приняли заведующей  библиотекой.

В 1976 году была принята на должность директора  Вознесенского РТП. В 1981 году была избрана председателем профкома совхоза «Вознесенский».

С 1989 по 1999 годы работала в совхозе комендантом, инженером по технике безопасности, ответственным за газовое хозяйство.

Уволена в 1999 году в связи с уходом на пенсию.

 

Награды и звания (государственные, ведомственные, областные):

В 1960 году за хорошую работу награждена почетной грамотой «За развитие культуры на селе».

За отличную библиотечную работу награждена дипломом, почетными грамотами, благодарностями, денежными премиями.

В 1970 году награждена юбилейной медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина».

В 2004 году Администрацией Кемеровской области награждена благодарственным письмом за активную общественную работу и большой вклад в развитие ветеранского движения.

В 2007 году ЦК КПРФ награждена медалью «90 лет Великой Октябрьской Революции».

В 2008 году награждена медалью «65 лет Кемеровской области».

В 2012 году награждена медалью «За служение Кузбассу».

С  1997 года  «Ветеран труда».

Дети и внуки (фамилии, имена, отчества, возраст, род занятий):

Имею троих детей:

Шашок Анатолий Александрович, 1962г.р., в настоящее время неработающий,

Шашок Татьяна Ивановна, 1965 г.р., работает поваром в  кафе «Сафари».

Шашок Алексей Иванович, 1967 г.р., работает завхозом в Вознесенской школе.

Внук – Федоров Алексей Олегович, 1987 г.р., работает механиком в Кемеровском сельхозтехникуме.

Внучка – Шашок Оксана Анатольевна, 1987 г.р., работает бухгалтером в СЗН.

Внучка – Косачева Яна Алексеевна, 1989 г.р., директор ДШИ.

Внук-  Гаевой Дмитрий Константинович, 1998 г.р., студент  Кемеровского сельхозтехникума.

Правнучка – Федорова Олеся Алексеевна, 2 года.

Пожелания кузбассовцам в год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне:

Мы, дети войны, рано повзрослели, нам пришлось испытать много трудностей, но мы счастливы тем, что с честью выдержали все испытания.

Желаю, чтобы наш родной Кузбасс был самым богатым и цветущим регионом нашей страны, чтобы над головой кузбассовцев было мирное небо и ясное солнце. Пусть в доме у каждого будет хорошая погода. Желаю, чтобы молодежь Кузбасса была патриотом и берегла нашу Россию и родной Кузбасс.


Анкета

  1. Я родилась в 1941 году в деревне Старо-Покровка Анжеро-Судженского района Новосибирской области ( сейчас это Яйский район Кемеровской области).
  2. Отец – Ершов Василий Егорович – и мать – Кириленко (затем Ершова) Вера Васильевна- работали в колхозе рядовыми колхозниками. Мать- звеньевая в полеводстве, зимой на ферме, отец – конюх. Лошадей тогда считали основной силой в колхозе, потому что тракторов не было, все делалось на лошадях.
  3. В момент начала войны мне не было и 6 месяцев.
  4. Начало войны я не помню. Знаю со слов матери, что отца призвали на фронт с первого дня войны. Взял он меня на руки, поцеловал со слезами на глазах и ушел. Больше мы его никогда не видели.

Принесли письмо, что нашего отца больше нет. Помню, мать открыла окно и ей подали это сообщение, она как-то сразу изменилась и закричала, заплакала. Я к ней подбежала, она меня обняла и долго плакала. Дома в тот момент никого не было кроме нас.

Потом, когда пришел домой брат (ему было 9 лет и он умел хорошо читать), они несколько раз перечитывали это сообщение и все время плакали. Таким мне запомнился день, когда мы узнали о гибели отца. Потом по вечерам к нам приходили мамины подруги , соседи , чем-то помогали, пили чай , много говорили о своих горестях…Постепенно все вошло в свою колею, мама стала меньше плакать. Песни и шутки снова вошли в наш дом. Я очень любила, когда мама со своими подругами пела песни «Хасбулат удалой», «Посадила огурчики» и другие, много песен пели про войну. Она очень хорошо пела, у них красиво получалось. Таково самое раннее моё воспоминание о войне. Помнится, как женщины после работы собирались по вечерам, делали пельмени, вязали носки, рукавицы, и это всё отправлялось на фронт. А мама говорила: «Вас нет, так пусть другим будет теплее, чтоб гнали эту фашистскую сволочь с нашей земли». Помнится, как на вечерних посиделках кто-нибудь приносил новость, что поступили новые налоги или из какого города выбили немцев и др. Так как электричества тогда не было, работали при освещении лампы- коптюшки, а когда не хватало керосина, мы – дети-  светили лучинами (это подожженная сухая щепа, тонкая и длинная). Заготовка таких «светильников» входила в нашу обязанность. Помимо этого, нашей обязанностью были тогда убрать в доме, помыть посуду, пол, подмести во дворе, полить грядки, позднее почистить стайки у животных, наносить на ночь в избу дров.  Все работы по домашнему хозяйству лежали на плечах детей. А мама с рассвета до темна работала зимой на ферме, летом-  в поле, домой приезжала темно и требовала, чтобы дома было все сделано. На игры времени оставалось совсем мало. Самодельные куклы, красивые кусочки от разбитой посуды, интересные находки в лесу (смешной гриб или уродливая палочка) мигом превращались в наши игрушки. Лепили из глины посуду, строили из палочек домики, из грязи с глиной делали зверюшек и их засушивали. Собирались группами, играли в «войну», были бои и победы. В школьном возрасте основными играми были мяч и военные игры.

В школу я пошла поздно, хотя читала и писала с 6 лет. Мама сказала учительнице, когда пришли записывать в школу, что дома много работы и попросила, чтобы  еще год я побыла дома. В школу пошла в 8 лет и 8 месяцев. Училась на одни пятерки, с 5-го класса перешла в хорошисты. Троек не было никогда. Нравилось читать про путешествия Гулливера, сказки, позднее – военные книги. Одежда у нас была, как и игрушки, самодельная. Мама по ночам шила тапочки, платьишки, кофточки, юбочки. Из старого перешивала брату штанишки. К старым голенищам пришивала резиновые калоши – это были сапоги на случай грязи. Питались, в основном, с природы, с огорода и с собственного двора. Очень редко в магазине покупали кусковой сахар, селедку, потому что денег не было. Чтобы что-то купить, надо было  в Анжерку  за 30 км отвезти что- то продать ( картошку, овцу, мясо). Это было  2-3 раза в год. В начале 50-х годов резко снизились налоги на молоко и другие продукты. Стали больше обращать внимания на себя. Появился хлеб, ранее были сайки из тертого картофеля. Провели электричество. Стали привозить кино. В клубах и избе – читальне показывали концерты. Жизнь стала содержательней и уверенней. Появились радиоприемники. В 1954 году я по почте выписала радиолу «Рекорд» и грампластинки. В 1956 году я училась в 8 классе в г. Кемерово. в школе №33, жила у сестры Полины. В магазинах тогда можно было купить все, что надо из продуктов и одежды, но вечно не хватало денег. В школе проводились спортивные соревнования, игры в волейбол, футбол, лыжи, гири, шахматы и др. Мне больше нравились волейбол и лыжи, хотя принимала участие во всех соревнованиях.  Питание в послевоенные годы мало отличалось от военных лет. Весной бегали по вытаявшей пашне, собирали замороженные картофелины, которые пеклись прямо на чугунной печке. Пекли яйца кур и дроздов в золе. В лесу и на полянках искали саранку, выкапывали клубни и ели , рвали гусиный горох, ели очищенный ствол лопуха, от него во рту все связывало, ели пучки, ну, а к осени– это самое сытное время – сахарная свекла, морковь, разнообразие лесных ягод делало нас сытыми и здоровыми.

Дети всех возрастов от 6 до 10 лет активно участвовали в уборке урожая и дома, и в колхозе, дергали  и сбрасывали в кучки сахарную свеклу, турнепс, морковь, а 10-летние и старше допускались  на комбайны к соломокопнителям, а также  на бричках вывозили зерно  от комбайнов к зернотокам, где оно  подрабатывалось  и просушивалось, а затем отправлялось на хлебоприемный пункт на сдачу государству, остальное делилось между колхозниками по трудодням.

Первый День Победы объявили праздником и выходным днем в нашем колхозе. Радости было –  не измерить ничем, но и слез – не меньше. Диктор через радио на столбе, около которого собралось все село, объявил погибших и не вернувшихся с фронта односельчан. Одна женщина (Дударева Клавдия) сошла с ума, бежала по деревне, волосы длинные распущены, что- то кричала и плакала, и пела, и плясала, и снова бежала, и падала. Нам было очень жутко, пока ее не поймали и не увезли. Плакали, в основном, все, потому что из всех ушедших 50 человек вернулись только четверо израненных.

Военнопленных я не помню, но отношение к ним было у детей как к врагам.

Дети всегда оптимисты, но мы были оптимисты вдвойне. Мы гордились тем, что могли помогать взрослым в их тяжелом труде и готовы были делать это совершенно бесплатно, чтобы быстрее что-то построить, отремонтировать или побольше заготовить. Мы тогда уже понимали, что страну нужно восстановить из руин и сделать ее сильной и крепкой. Это показывалось в киножурналах, которые вполне доходчиво рассказывали о восстановлении народного хозяйства, патриотизме и трудолюбии молодежи и всего населения.