Шурикова Анисья Фоминична

Дата и место рождения:

31 декабря 1932 года, д. Власково Яшкинского района Западно-Сибирского края (ныне Кемеровской области)

Фамилии, имена, отчества родителей, даты их жизни и род занятий в период войны:

Романюк Фома Аксенович, 1894 г. р., погиб на фронте.

Романюк Евдокия Марковна, 1900 г. р., пекарь, заготовитель.

Полученное образование (оконченные учебные заведения):

Окончила 7 классов неполной средней школы д. Власково и Яшкинское ремесленное училище, по направлению уехала в г. Анжеро-Судженск.

Этапы жизненного пути после войны (краткое перечисление мест работы и периодов работы на предприятиях, организациях, учреждениях):

Работала на машзаводе в г. Анжеро-Судженске, затем в детском саду п. Акация, перед выходом на пенсию – на заводе керамзитового гравия п. Акация.

Награды и звания (государственные, ведомственные, областные):

Много почетных грамот и благодарностей, в 1987 г. получила медаль Ветеран труда», в 2015 г. медаль за заслуги в честь 85-летия Яшкинского района.

Дети и внуки (фамилии, имена, отчества, возраст, род занятий):

Сын Шуриков Сергей Алексеевич,  56 лет, шофер-дальнобойщик.

Дочь Красноперова Надежда Алексеевна, 60 лет, пенсионерка.

Внучка Шурикова Татьяна Сергеевна, 35 лет, высшее образование, работает в г. Челябинске.

Внучка Шурикова Анастасия Сергеевна, 1989 г.р. имеет 2 высших образования, работает в г. Челябинске.

Внучка Кинева Любовь Владимировна, 1981 г.р., окончила лицей, работает швеей в г. Юрга.


I. Вопросы биографического характера

  1. Когда и где вы родились?

Шурикова Анисья Фоминична родилась 31 декабря 1932 года в д. Власково  Яшкинского района Кемеровской области.

  1. Кем работали Ваши родители накануне войны?

Отец Романюк Фома Аксенович, 1894 г.р., до войны работал экспедитором в сельпо, в 1942 году был призван на фронт.

Мать Романюк Евдокия Марковна, 1900 г.р., работала в сельпо заготовителем, а затем пекарем.

  1. Где вы проживали в момент начала войны?

В момент начала войны проживала в деревне Власково Яшкинского района Кемеровской области

II. Воспоминания о военном времени

  1. Помните ли Вы начало войны? Если нет, то какое воспоминание из военного времени относится к самым ранним?

Сам момент начала войны не помню. Помню только, что в один из первых дней войны брату пришла повестка о демобилизации, а вскоре и дядю забрали на фронт.

  1. Как изменилась жизнь Ваших родителей с началом войны? Где Вы жили в годы войны? Как изменились жилищные условия в этот период?

Когда началась война, родители продолжали работать в сельпо, отец экспедитором и заготовителем, а мама стала работать пекарем. В 1942 году отца забрали на фронт, сначала он был на учебе, в последнем письме написал, что получил гаубицу и едет на фронт. В 1942 году практически сразу же и погиб, пропал без вести. Мама так и работала в сельпо, в годы войны мы жили там же, во Власково, в том же доме, что и до войны.

  1. Как проходил Ваш обычный день? Где и как Вы его проводили?

Во время войны я училась во Власковской школе. Днем ходила в школу, а после школы все дети в семье помогали маме по хозяйству. Практически вся домашняя работа была на нас. Мы сами заготавливали дрова, летом – сено для коровы, пололи огород, носили воду, убирали в доме. Причем пол был некрашеный, и мы его скоблили до желтизны. В семье было 8 детей, старшие водились с малышами, ухаживали за нами.

III. Быт и досуг в военном тылу

  1. Какие праздники отмечались в семье? Кто принимал в них участие?

В семье отмечали только Новый год, также ставили елку, игрушек не было, украшали ее бумажными игрушками и гирляндами. В колхозе осенью отмечали праздник Урожая, собирались всей деревней, пели песни, было очень весело, все жили дружно. Других праздников во время войны не отмечали.  В школе помню тоже только новогодние елки, на них читали стихи, водили хоровод.

  1. Какие игрушки у Вас имелись? В какие игры Вы играли со своими сверстниками?

Особенно играть было некогда, вся домашняя работа была на нас, но все равно находили время для игр. Игрушек не было, сами шили себе тряпичные куклы, собирали склянки от посуды, этим и играли. Играли в «городки», в «догонялки». Зимой катались с горы на самодельных лыжах и санках.

  1. Были ли условия для занятия спортом или творчеством?

Спортом мы занимались в школе, на уроках физкультуры. Других условий для занятия спортом у нас не было. Мы жили в деревне, поэтому и для занятий творчеством не было ни условий, ни времени.

  1. Насколько разнообразным был рацион питания? Какие продукты чаще всего использовались в повседневном питании? Какие блюда запомнились? Что для Вас было лакомством?

Сильно голодали мы в первый год войны, когда не уродилась картошка, приходилось ее покупать, сдавали молоко, масло, яйца, овечью шерсть и на эти деньги покупали картошку и зерно. Летом питались травой – пучками, из лебеды мама пекла лепешки. Потом расширили огород и посадили больше картошки и овощей. Хлеба не было, выдавали в день по 100 граммов на человека, это и было самым вкусным лакомством. В следующие военные годы картошки было вдоволь и капусты тоже. В школе всех учеников кормили супом, мне выдавали, но я его носила домой в котелке и кормила всю семью. До войны во Власково был магазин, там продавали конфеты – подушечки в красивых картонных коробочках, очень запомнились мне эти конфеты. Но денег было мало, в магазин ходили редко, за самым необходимым – солью, спичками. Если в магазине случайно раскалывался арбуз, то его списывали и раздавали всем детям бесплатно. Папа привозил нам гостинцы – пряники-лошадки. Но это  было до войны.

  1. В каком возрасте Вы начали читать? Какие книги в период войны запомнились?

Читать научилась, когда пошла в школу. Книг не было, даже учебник был на 4-5 человек.

  1. Имелась ли возможность смотреть кинофильмы и посещать концерты? Если да, то какие из них остались в памяти?

Во время войны в деревне киноустановки не было, не было и электричества. Клуба  тоже не было. Молодежь вечерами собиралась  на «точки», где танцевали под гармошку и пели песни.

  1. Учились ли Вы в военное время в школе? Если да, то как Вы оцениваете уровень подготовки учителей и собственные возможности для обучения?

В школу я пошла как раз во время войны. Учителя у нас были очень хорошие. А вот учебников не хватало,  был один учебник на 4-5 человек. Писали перьями, нам их выдавали в школе, чернила делали из сажи. Бумаги тоже не было, писали на газетах. Учиться было особенно некогда, помогали маме по хозяйству. Училась я неплохо, только вот никак не давалась мне математика, не умела решать задачки. Во Власковской школе я закончила 7 классов.

  1. Вспомните, пожалуйста, какая одежда у Вас была? Приобретали ли ее в магазинах или родители шили ее вам самостоятельно?

Одежды и обуви не было. Мне в школе выдали валенки, как ученице, вот их мы и носили по очереди с другими детьми. На огороде мы садили табак, заготавливали его, потом сдавали и на эти деньги покупали какой-то материал, и мама сама шила нам одежду. Одежда передавалась от старших детей к младшим. У меня было одно хорошее платье, я его очень берегла. Весной носили тряпичные онучи, но в основном, как только потеплеет, появятся первые проталинки, ходили босиком и в школу, и в лес. Первые туфли я купила себе, когда уже пошла работать, в 50-х годах.

  1. Имелась ли возможность в летнее время выезжать за город? Как Вы проводили лето?

Жили мы в деревне, и летом отдыхать было некогда, работали на покосе, пололи огород. В 5 классе собирала на колхозных полях колоски, старались, чтобы на поле не оставалось ни одного колоска. В деревне остались одни женщины и дети, и мы трудились летом наравне со взрослыми. В старших классах жала хлеб, вязала снопы, стояла на комбайне, кидала мешки с зерном на телегу. Было тяжело. Летом ходили в лес, собирали грибы, ягоды, съедобные травы, это было большим подспорьем в питании. Вечером собирались, играли, пели песни, танцевали.