Дата и место рождения:
4 декабря 1936 года, деревня Левашовка Ижморского района Западно-Сибирского края (ныне Кемеровской области)
Фамилии, имена, отчества родителей, даты их жизни и род занятий в период войны:
Жиганжи Ахмет, Жиганжи Марфа Тимофеевна.
Полученное образование (оконченные учебные заведения):
4 класса.
Этапы жизненного пути после войны (краткое перечисление мест работы и периодов работы на предприятиях, организациях, учреждениях):
Тракторист, электрик в совхозе “Металлург”.
Дети и внуки (фамилии, имена, отчества, возраст, род занятий):
Жиганжи Николай Николаевич.
Жиганжи Валентин Николаевич.
Жиганжи Светлана Николаевна.
Жиганжи Юрий Николаевич.
Жиганжи Александр Николаевич.
Пожелания кузбассовцам в год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне:
Мирного неба и крепкого здоровья.
Мать всю жизнь проработала по хозяйству. Я ей помогал. Отца не помню. Ушел на фронт и не вернулся. Жили мы в деревне тогда, в Ливашевке. Когда началась война, помню, все плакали. Провожали на фронт. А я ничего не понимал. Помню, что голодно было. Матери тяжело было очень. Я с шести лет ей помогал. Жили в доме нашем. Обычно рано вставали, потом в огород, за скотиной следили, пока корова была и свиньи. Потом и их съели. Есть было нечего. А зимой тяжко. Носил дрова, тяжело было. Че пацану…
Праздники мы не отмечали почти. Как отец пропал, мать совсем изменилась. Да и какой там праздник. Игрушка была у меня, да. Солдатик. Привез сосед, дядя Коля. Он с фронта был комиссован по ранению, так вот и привез мне и еще одному мальчишке. У самого не было детей. Часто мы собирались и играли с ребятами в футбол мячиком самодельным. Набивали кусок телячьей кожи опилками с песком. Летом дождевиками гоняли. А зимой городки строили. Снега много было. Спортом? Конечно! Сенокос, снег покидать – не спорт?!
Чаще мы ели картошку, свеклу сахарную и тыкву. Ой тыкву любил я. Мать запарит в печи, я ее ложкой выскребаю. А семечки так лузгали.
Читать меня в школе научили. А читать и некогда было. Не до этого. Кино смотрели как-то, а какое, не помню. Концерты наши в деревне давали. Одежда доставалась нам от соседей, что-то мать шила сама. Обувь иногда сам починял. Помогали л фронту? Хм.. Конечно. Собирали в лесу колбу, сдавали. Как постарше стал, таскал ее с матерью прям на себе. Грибы собирали.
День победы помню. Все начали суетиться, плакать, на стол набрали из погреба, наготовили. Самогонки достали и болтали. А потом дождь пошел. Забежали в амбар, там и продолжили. А легче не стало. Не было легче долго. Не встречал я пленных. Да как повлияла победа. Да никак.