Дата и место рождения:
29 января 1934, пос. Порцево Кузедеевского района Западно-Сибирского края (ныне Кемеровской области)
Фамилии, имена, отчества родителей, даты их жизни и род занятий в период войны:
Тюкалова Ирина Александровна (1900–1975), колхозница.
Тюкалов Потап Семенович (1900–1942), погиб на фронте.
Полученное образование (оконченные учебные заведения):
7 классов в 1951 году.
Этапы жизненного пути после войны (краткое перечисление мест работы и периодов работы на предприятиях, организациях, учреждениях):
Этапы жизненного пути. Продавец, завскладом в совхозе «Партизан»
Награды и звания (государственные, ведомственные, областные):
Ветеран труда.
Дети и внуки (фамилии, имена, отчества, возраст, род занятий):
Кокорин Павел Сергеевич, 1953 г.р.
Кокорин Федор Сергеевич,1962г.р,53года., водитель автобуса
Кокорина (Рабченюк) Татьяна Сергеевна,1956 г.р., глава администрации Бенжерепского сельского совета.
Кокорина Екатерина Сергеевна, 1959 г.р.
Внуки:
Рабченюк Сергей Петрович, 1983г.р., монтажник.
Кокорин Игорь Федорович , 1987 г.р., машинист тепловоза, ОАО «ЕВРАЗ ЗСМК».
Гобрусева Надежда Николаевна,1988г. г.р.
Кокорина Ирина Федоровна,2000 г.р.
Пожелания кузбассовцам в год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне:
Чтобы никогда не было войны. Пусть всегда будет мир.
Ответы на анкету
- I. Вопросы биографического характера
- Когда и где вы родились?
Родилась 29 января 1934 года в поселке Порцево, Кузедеевского района.
- Кем работали Ваши родители накануне войны?
Был колхоз, родители там работали. Кем работала мама, не помнит, а отец работал на сложке. Комбайнов раньше не было. За трактор цепляли косилку и что-то напоминающее комбайн. Люди вручную забрасывали туда как ложкой скошенные колосья.
- Где Вы проживали в момент начала войны?
Мы жили в поселке Порцево.
- II. Воспоминания о военном времени
- Помните ли Вы начало войны? Если нет, то какое воспоминание из военного времени относится к самым ранним?
Помню. Голод, холод.
- Как изменилась жизнь Ваших родителей с началом войны? Где вы жили в годы войны? Как изменились жилищные условия в этот период?
В 1941 году в армию забрали отца и брата. Мать была инвалидом 2 группы, но продолжала работать в колхозе. Нас еще 5 маленьких осталось. Жилищные условия не изменились.
- Как проходил Ваш обычный день? Где и как Вы его проводили?
День проходил в работе. Пока маленькие были с младшим братом, таскали зимой дрова на себе, по чарыму бегали. В 1943 году пошла в школу, тогда с 9 лет брали. Заставляли работать ночью, веяли зерно. В выходные скирдовали: кидали на телегу снопы. Мальчишки правили лошадьми, а мы скидывали снопы.
III. Быт и досуг в военном тылу
- Какие праздники отмечались в семье? Кто принимал в них участие?
Ни какие праздники не отмечали. Отец погиб, было не до праздников.
- Какие игрушки у Вас имелись? В какие игры Вы играли со своими сверстниками?
Куколки делали из лучины. Лучина – это небольшое полено, высушенное на печи, использовалось для растопки. Играть было некогда – работали.
- Были ли условия для занятия спортом или творчеством?
Не было условий. Подросли маленько, стали нас гонять на работу: веять. Вдвоем мы крутили веялку, третий выгребал, а четвертый закидывал. Еще стали постарше, вязали снопы за жнейкой. Жнейка идет, бросает колосья, а мы вяжем.
- Насколько разнообразным был рацион питания? Какие продукты чаще всего использовались в повседневном питании? Какие блюда запомнились? Что для вас было лакомством?
Картошку, если была, пестики, пеканы, колба. «Тошнотики» кушали. Весной ходили на картофельное поле, собирали замерзшую, прогнившую картошку, терли ее и пекли «тошнотики».В войну лакомства не было.
- В каком возрасте вы начали читать? Какие книги в период войны запомнились?
Читать начала в 9 лет. Книг не было.
- Имелась ли возможность смотреть кинофильмы и посещать концерты? Если да, то, какие из них остались в памяти?
Нет, ничего у нас не было.
- Учились ли вы в военное время в школе? Как вы оцениваете уровень подготовки учителей и собственные возможности для обучения?
Да училась. Школа была маленькая. Все 4 класса учились в одном помещении. Сначала учил мужчина из деревни Ягодкино, а затем Александра Николаевна Сабенина. Экзамен ходили сдавать в Бенжереп в 4-м классе. Математику сдавали и русский язык.
- Какая одежда у вас была? Приобрели ли ее в магазине или родители шили ее вам самостоятельно?
Сами ткали холст и шили одежду. Пряли лен, мать на кроснах ткала, шили одежду.
- Как вы проводили лето?
Так работали с утра до вечера.
- Участвовали ли вы в трудовом фронте (работа на предприятиях, помощь в уборке урожая, на приусадебных участках)?
Весной нас гоняли на прополку. Были специальные полюшки (деревянная палочка с прибитой железкой), которыми пололи поля. Траву дергали. На покосе подгребали. Старшие девочки откидывали сено на волокуши, а мы подгребали.
- IV. Воспоминания о послевоенной жизни
- Помните ли вы День Победы? Как его праздновали в вашей семье?
Плакали все. В школе объявили о победе. Не праздновали.
- Создавалось ли ощущение, что после Победы стало жить легче в материальном и бытовом плане?
В 1946 году я уже училась в Кузедеево, затем в Мундыбаше у брата жила. Было легче. Брат был военный, получал паек. В магазинах что-то стало появляться, хотя и приходилось стоять в очередях. Муки давали по 2 кг.
- Приходилось ли вам встречать немецких или японских военнопленных? Если да, то какое отношение было к ним тогда?
Военнопленных не было, а были высланные – бандеровцы и евреи. Отношение к ним было нормальное.
- Как сказалась победа на ваших возможностях в организации досуга (поездка в пионерский лагерь, походы в клубы, библиотеки, кино и т.д.)?
В пионерские лагеря не ездила.