Кокорина Ксения Потаповна

Дата и место рождения:

29 января 1934, пос. Порцево Кузедеевского района Западно-Сибирского края (ныне Кемеровской области)

Фамилии, имена, отчества родителей, даты их жизни и род занятий в период войны:

Тюкалова Ирина Александровна (1900–1975), колхозница.

Тюкалов Потап Семенович (1900–1942), погиб на фронте.

Полученное образование (оконченные учебные заведения):

7 классов в 1951 году.

Этапы жизненного пути после войны (краткое перечисление мест работы и периодов работы на предприятиях, организациях, учреждениях):

Этапы жизненного пути. Продавец, завскладом в совхозе «Партизан»

Награды и звания (государственные, ведомственные, областные):

Ветеран труда.

Дети и внуки (фамилии, имена, отчества, возраст, род занятий):

Кокорин Павел Сергеевич, 1953 г.р.

Кокорин Федор Сергеевич,1962г.р,53года., водитель автобуса

Кокорина (Рабченюк) Татьяна Сергеевна,1956 г.р., глава администрации Бенжерепского сельского совета.

Кокорина Екатерина Сергеевна, 1959 г.р.

Внуки:

Рабченюк  Сергей Петрович, 1983г.р., монтажник.

Кокорин  Игорь Федорович , 1987 г.р., машинист тепловоза, ОАО «ЕВРАЗ ЗСМК».

Гобрусева Надежда Николаевна,1988г. г.р.

Кокорина Ирина Федоровна,2000 г.р.

Пожелания кузбассовцам в год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне:

Чтобы никогда не было войны. Пусть всегда будет мир.


Ответы на анкету

  1. I. Вопросы биографического характера
  2. Когда и где вы родились?

Родилась 29 января 1934 года в поселке Порцево, Кузедеевского района.

  1. Кем работали Ваши родители накануне войны?

Был колхоз, родители там работали. Кем работала мама, не помнит, а отец работал на сложке. Комбайнов раньше не было. За трактор цепляли косилку и что-то напоминающее комбайн. Люди вручную забрасывали туда как ложкой скошенные колосья.

  1. Где Вы проживали в момент начала войны?

Мы жили в поселке Порцево.

  1. II. Воспоминания о военном времени
  2. Помните ли Вы начало войны? Если нет, то какое воспоминание из военного времени относится к самым ранним?

Помню. Голод, холод.

  1. Как изменилась жизнь Ваших родителей с началом войны? Где вы жили в годы войны? Как изменились жилищные условия в этот период?

В 1941 году в армию забрали отца и брата. Мать была инвалидом 2 группы, но продолжала работать в колхозе. Нас еще 5 маленьких осталось. Жилищные условия не изменились.

  1. Как проходил Ваш обычный день? Где и как Вы его проводили?

День проходил в работе. Пока маленькие были с младшим братом, таскали зимой дрова на себе, по чарыму бегали. В 1943 году пошла в школу, тогда с 9 лет брали. Заставляли работать ночью, веяли зерно. В выходные скирдовали: кидали на телегу снопы. Мальчишки правили лошадьми, а мы скидывали снопы.

III. Быт и досуг в военном тылу

  1. Какие праздники отмечались в семье? Кто принимал в них участие?

Ни какие праздники не отмечали. Отец погиб, было не до праздников.

  1. Какие игрушки у Вас имелись? В какие игры Вы играли со своими сверстниками?

Куколки делали из лучины. Лучина – это небольшое полено, высушенное на печи, использовалось для растопки. Играть было некогда – работали.

  1. Были ли условия для занятия спортом или творчеством?

Не было условий. Подросли маленько, стали нас гонять на работу: веять. Вдвоем мы крутили веялку, третий выгребал, а четвертый закидывал. Еще стали постарше, вязали снопы за жнейкой. Жнейка идет, бросает колосья, а мы вяжем.

  1. Насколько разнообразным был рацион питания? Какие продукты чаще всего использовались в повседневном питании? Какие блюда запомнились? Что для вас было лакомством?

Картошку, если была, пестики, пеканы, колба. «Тошнотики» кушали. Весной ходили на картофельное поле, собирали замерзшую, прогнившую картошку, терли ее и пекли «тошнотики».В войну лакомства не было.

  1. В каком возрасте вы начали читать? Какие книги в период войны запомнились?

Читать начала в 9 лет. Книг не было.

  1. Имелась ли возможность смотреть кинофильмы и посещать концерты? Если да, то, какие из них остались в памяти?

Нет, ничего у нас не было.

  1. Учились ли вы в военное время в школе? Как вы оцениваете уровень подготовки учителей и собственные возможности для обучения?

Да училась. Школа была маленькая. Все 4 класса учились в одном помещении. Сначала учил мужчина из деревни Ягодкино, а затем Александра Николаевна Сабенина. Экзамен ходили сдавать в Бенжереп в 4-м классе. Математику сдавали и русский язык.

  1. Какая одежда у вас была? Приобрели ли ее в магазине или родители шили ее вам самостоятельно?

Сами ткали холст и шили одежду. Пряли лен, мать на кроснах ткала, шили одежду.

  1. Как вы проводили лето?

Так  работали с утра до вечера.

  1. Участвовали ли вы в трудовом фронте (работа на предприятиях, помощь в уборке урожая, на приусадебных участках)?

Весной нас гоняли на прополку. Были специальные полюшки (деревянная палочка с прибитой железкой), которыми пололи поля. Траву дергали. На покосе подгребали. Старшие девочки откидывали сено на волокуши, а мы подгребали.

  1. IV. Воспоминания о послевоенной жизни
  2. Помните ли вы День Победы? Как его праздновали в вашей семье?

Плакали все. В школе объявили о победе. Не праздновали.

  1. Создавалось ли ощущение, что после Победы стало жить легче в материальном и бытовом плане?

В 1946 году я уже училась в Кузедеево, затем в Мундыбаше у брата жила. Было легче. Брат был военный, получал паек. В магазинах что-то стало появляться, хотя и приходилось стоять в очередях. Муки давали по 2 кг.

  1. Приходилось ли вам встречать немецких или японских военнопленных? Если да, то какое отношение было к ним тогда?

Военнопленных не было, а были высланные – бандеровцы и евреи. Отношение к ним было нормальное.

  1. Как сказалась победа на ваших возможностях в организации досуга (поездка в пионерский лагерь, походы в клубы, библиотеки, кино и т.д.)?

В пионерские лагеря не ездила.