Аверкова Валентина Кузьминична

Дата и место рождения:

02 октября 1936 года, Красноярский край, село Тасеево

Фамилии, имена, отчества родителей, даты их жизни и род занятий в период войны:

Аверков Кузьма Захарович, 1903 г.р., военный, работал секретарем в Тасеевском райкоме партии.

Аверкова Фёкла Ивановна, 1909 г.р., работала на почте во время войны.

Полученное образование (оконченные учебные заведения):

Окончила 10 классов Тасеевской средней школы, Красноярский политехнический институт.

Этапы жизненного пути после войны (краткое перечисление мест работы и периодов работы на предприятиях, организациях, учреждениях):

Красмаш с 1954г.-1958г. станочником, 1958-1959г. П/Я, Прокопьевское 41 училище, КузНИУИ – 1969-1970гг.,

Прокопьевский горнотехнический техникум, с 1970 г. и по настоящее время работает преподавателем.

Награды и звания (государственные, ведомственные, областные):

Ветеран труда, знак “Трудовая слава” III степени.

Дети и внуки (фамилии, имена, отчества, возраст, род занятий):

1 дочь –Бледных Ольга Аркадьевна – 49 лет, мед.сестра

Внуки – Крестя Борис Дмитриевич 1996г.р.

Крестя Вероника Дмитриевна 1999 г.р.

Пожелания кузбассовцам в год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне:

Мира и добра всем кузбассовцам!


  1. Вопросы биографического характера
  2. Когда и где Вы родились?

Я родилась 2 октября 1936года в Красноярском крае, село Тасеево

  1. Кем работали Ваши родители накануне войны?

Папа Аверков Кузьма Захарович, 1903 г.р., военный, работал секретарем в Тасеевском райкоме партии; мама Аверкова Фёкла Ивановна, 1909 г.р., работала на почте

  1. Где Вы проживали в момент начала войны?

Красноярский край, село Тасеево

  1. Воспоминания о военном времени
  2. Помните ли Вы начало войны? Если нет, то какое воспоминание из военного времени относится к самым ранним?

Я помню 1й день войны, отец обучал стрельбе отправляющихся на фронт мужчин села. В тот день я пришла с отцом в казарму, он посадил меня на окно, сказал сиди тихо, было страшно, машины отъезжали с мужчинами, женщины и дети плача бежали в след, хватаясь из последних сил, крик стоял страшный, именно поэтому наверно запомнился этот страшный день начала войны.

  1. Как изменилась жизнь Ваших родителей с началом войны? Где Вы жили в годы войны?

Отец, спустя 2 месяца начала войны добровольцем ушел на фронт, мама осталась с нами 4мя детьми на руках одна. Проживали в селе Тасеево в купленном до войны доме. 

  1. Как изменились жилищные условия в этот период?

Жили в своем доме.

  1. Как проходил Ваш обычный день? Где и как Вы его проводили?

Очень много работали, вставали в 4 утра, работали в огороде, поле, потом шли в школу, после опять работали.

III. Быт и досуг в военном тылу

  1. Какие праздники отмечались в семье? Кто принимал в них участие?

Семейные праздники не отмечались, только общие, такие как 1 мая, 7 ноября.

  1. Какие игрушки у Вас имелись? В какие игры Вы играли со своими сверстниками?

Играли в «живые» подвижные игры лапту, т.к. двор дома позволял, был большой, играли  в свободное от работы и учебы время.

  1. Были ли условия для занятия спортом или творчеством?

Спортом занимались, в школе был большой спортивный зал, спортивная гимнастика, легкая атлетика, лыжи, шахматы.

  1. Насколько разнообразным был рацион питания? Какие продукты чаще всего использовались в повседневном питании? Какие блюда запомнились? Что для Вас было лакомством?

Кушали то, что вырастим на огороде, с утра мама давала молоко и кусок хлеба, который пекла сама. Из лакомств были ягоды и печенье, которое мама пекла по заказу партии, за работу ей оставляли мешочек печенья для нас детей.

  1. В каком возрасте Вы начали читать? Какие книги в период войны запомнились?

Читать я научилась рано в 4.5 года, к окончанию школы прочла все книги в школьной библиотеке.

  1. Имелась ли возможность смотреть кинофильмы и посещать концерты? Если да, то какие из них остались в памяти?

Раз в неделю в Доме культуры показывали и детские и взрослые фильмы, концерты тоже были, готовили сами жители села.

  1. Учились ли Вы в военное время в школе? Если да, то, как Вы оцениваете уровень подготовки учителей и собственные возможности для обучения?

Учились. Учителя, родители строго следили, чтобы мы школу посещали, у людей было такое воспитание, что ты мог не кушать, но в школу ты должен пойдешь, о пропусках даже и разговоров не было.

  1. Вспомните, пожалуйста, какая одежда у Вас была? Приобретали ли ее в магазинах или родители шили ее вам самостоятельно?

Одежду шили самостоятельно, в магазинах приобретались только какие-то незначительные мелочи, чулки, носки.

  1. Имелась ли возможность в летнее время выезжать за город? Как Вы проводили лето?

Да мы выезжали в пионерские лагеря в самом Красноярске.

  1. Участвовали ли Вы в трудовом фронте (работа на предприятиях, помощь в уборке урожая, на приусадебных участках)?

Работали с раннего утра и после школы.

  1. Воспоминания из послевоенной жизни
  2. Помните ли Вы День Победы? Как его праздновали в Вашей семье?

Конечно, помню, когда нам объявили, мы плакали от радости, выбегая на улицу.

  1. Создавалось ли ощущение, что после Победы стало жить легче в материальном и бытовом плане?

Конечно, жизнь сразу стала улучшаться, только не сразу, постепенно.

  1. Приходилось ли вам встречать немецких или японских военнопленных? Если да, то какое отношение было к ним тогда?

Нет не довелось.

  1. Как сказалась Победа на ваших возможностях в организации досуга (поездках в пионерские лагеря, походы в клубы, библиотеки и т.д.)?

Нам как я и говорила, раньше во время войны удавалось это, с победой чаще стали поездки.

Благодарим за содержательные ответы!